Национально-региональный компонент

12 копия

 

 Урала сердцевина, России середина,

 Башкортостан ты — мой восторг

 Мое ты — вдохновение,

 Мое ты — восхищение

 Ты — родина моя, ты — мой исток.

 Широкие долины

 И снежные вершины —

 Здесь горы до небес

 А в облаках, как вата,

 Парит орел крылатый,

 И сказочно богатый

 Шумит могучий лес.

 И нет красивей края —

 Земля моя родная,

 Родной Башкортостан

Гимн Республики Башкортостан

Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙыӈ изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдеӈ тыныс ал таӈы

kушымта:

Дан hиӈә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыӈа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еӈеү яулап алға бараhыӈ.
Киләсәккә яҡты нур-моӈ сәсә
Һинеӈ ғорур рухлы байағыӈ.

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Гимн Республики Башкортостан

Gosudarstvennyy-gimn-Respubliki-Bashkort

MP3 аудио файл 3.7 MB

Скачать

Гимн Республики Башкортостан (минус)

Neizvesten_-_Gimn_Respubliki_Bashkortost

MP3 аудио файл 330.4 KB

Скачать

 

ПЛАН
мероприятий МАДОУ Детский сад № 99
по реализации Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан» 

Мероприятия

  • Консультация для родителей «Значение родного языка в развитии ребенка»
  • Семинары для воспитателей:
    Государственные программы изучения языков народов Республики Башкортостан
  • Помни корни свои
  • Тематическое занятие «День Республики»

  • Групповые развлечения и общие праздники:

    — «Ҡарға бутҡаһы»;

    — «Сабантуй»;

    — «Шэжэрэ»;

    — «Широкая масленица!»;

    — «Русская ярмарка. Город мастеров»

  • Создание детских оркестровок и инструменталок по инсценировки башкирских песен.

  • Знакомство детей с традициями народов РБ на основе экскурсий в

    башкирский кабинет – музей «Земля отцов»«Атайzар ере» музейы кабинетыныn эш ваkыты»

    ПЛАН
    работы МАДОУ Детский сад № 99
    по выполнению Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан»

Мероприятия

  • Освоение и изучение основы развития родного языка на занятиях (применение программы «Земля отцов» Р.Х.Гасанова)

  • Участие воспитанников и педагогов ДОУ на семинарах, МО, конкурсах.

  • Использование оформлений (надписий) на утренниках, развлечениях, открытых занятиях, в оформлении информационных стендов для родителей.
  • Использование родного языка в различных формах работы с детьми.

Региональные программы:

Программа-руководство «Земля отцов». Гасанов Р.Х.

Цель программы – дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Задачи:

— формирование базиса личностной культуры у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа;

— развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа;

— формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.

Программа разделена на блоки.

I. Младший возраст (3-5 лет) включает разделы:

1) «Человек – творец рукотворного мира». Жилище (в прошлом у башкир были временные жилища – аласык, тирмэ, нары);

Утварь (изготавливали из дерева – чаши, ложки, вазу, лоток, чаи, кадка, батман) сейчас делают из стекла, пластмассы, отличие их, и создают люди; пища (традиционные башкирские блюда – эремсек (творог), май (масло), коймак (сметана), из мяса – куллама, бишбармак и т.д. и напитки); одежда (элементы национальной одежды – платье с оборками, камзол, на голове налобные повязки, рубахи, расшитые штаны, халат, тюбетейка;

2) «От истоков прекрасного к творчеству». Фольклор (колыбельные, прибаутки, сказки о животных, характеристика главных героев – добрый, злой); литература (знакомить с произведениями башкирских писателей и поэтов); искусство ( декоративно-прикладное искусство Башкортостана, использовать программу Молчевой, знакомить с произведениями башкирской художницы А.Х. Ситдиковой); музыка (развивать художественное восприятие, исполнять песни в соответствии с характером мелодии); слушание («кукушка» — муз. З. Исмагилова, «в лесу» — муз. Р. Сальманова);  пение («кукушка» — муз. З. Исмагилова, сл. К.  Даяна, «Моя кукла» — муз. М. Валеева, сл. К. Даяна, «Наша кисонька мала» — муз. М. Баширова, сл. К. Даная), познакомить с музыкальным инструментом курай; традиции и обычаи (совместная деятельность взрослого и ребенка, используя народные праздники: «первый шаг малыша», «наречение именем» и т.д.);

игры детей (использовать народные игры, дидактические, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок; «Отчий дом» и тема «Семья» (знать членов семьи по имени отчеству, родственные связи и свою социальную роль в семье, что означают имена детей, иметь некоторые представления о народных этикетах).

«Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста». Колбина А.В.

Цель программы – знакомство дошкольников с декоративной деятельностью на основе башкирского декоративно- прикладного искусства. Задачи в младшем дошкольном возрасте: развивать эстетические чувства и эмоциональный отклик на изделия, игрушки и предметы башкирского быта (матрешки и другие игрушки и изделия башкирских умельцев). Дать понятие о красоте вещей, объяснив, в чем и благодаря чему она проявляется. Рассказать о цвете, сочетании цветов в узоре. Содержание программы по младшему дошкольному возрасту включает в себя:

1) знакомство с изделиями башкирского народного декоративно-прикладного искусства. Рассматривание их, обыгрывание декоративных предметов (матрешки, куклы Айгуль и Салават, игрушки, простая посуда (тэнэпы, чаши).

2) Рассматривание иллюстраций из книг, журналов, чтение сказок.

3) Игры в уголке; в гости к бабушке с угощением и подарками (с/р игра)

4) Выкладывание ковров и паласов из мозаики

5) Д/игры, настольно-печатные; «Составь матрешку», «Одень матрешку», разрезные картинки, «подбери костюм», «укрась палас»

6) Ролевые игры, «У Ляйсан именины»

7) Занятия: аппликация (выкладывание узора из квадратов и полос на дорожке «сотки палас», «укрась пиалу», «скатерть» и т.п.

8) Лепка декоративная: конфеты для Ляйсан, лепешки, лапша, карандаши для Айгуль, сладкие палочки, угощение для Ляйсан: чак-чак, кыстыбый, курай, кукла.

9) Декоративное рисование: ленточки для Ляйсан, подарок для любимой куклы, коврик для Зифы (полосатый); ткань в клетку на платье для Ляйсан «Нарисуй  картинку в подарок Зифе»

 

 Дети, посещающие МАДОУ Детский сад № 99, воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания, воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.

Цель и задачи регионального дошкольного образования

 

Закон о языках народов Республики Башкортостан